Внимание! Далее содержатся спойлеры к 5 эпизоду «Чужой: Земля» под названием «В космосе никто не услышит…»
До сих пор Куми Морроу (Бабу Сизай) казался главным злодеем сериала FX «Чужой: Земля». Киборг с выдвижным ножом в руке, безжалостно сосредоточенный на своих целях. При первой встрече он заблокировал Zaveri (Рича Мурджани) в интерфейсной комнате корабля «Маджино», обрекая ее на смерть от ксеноморфа. Мы видели, как он манипулирует детьми и угрожает семьям, готовый на все ради возвращения яиц ксеноморфов и других «монстров» Weyland-Yutani с научной площадки Боя Кавалье.
Но 5 эпизод полностью меняет расклад, показывая: Морроу не злодей — он такой же обреченный и сложный персонаж, как и все остальные. Более того, создатели превращают его в подобие самой Эллен Рипли (Сигурни Уивер).
Конечно, буквального превращения не происходит, хотя учитывая странности с ксеноморфами и гибридами синтов/людей, создатель шоу Ноа Хоули вполне мог бы это сделать. Вместо этого эпизод возвращает нас к открывающим сценам сериала, показывая, что происходило между пробуждением экипажа «Маджино» из криосна и моментом, когда Морроу заблокировал Zaveri.
История довольно предсказуема: диверсант Петрович (Энцо Силенти), работающий на Боя Кавалье, ломает части корабля, превращая его в «ракету». При этом он выпускает двух лицехватов, которые атакуют капитана и другого члена экипажа. Один ксеноморф вылупляется и сбегает, другой умирает при попытке удаления, растворяя шею жертвы.
Морроу просыпается из криосна и пытается расследовать, кто диверсант, удерживая экипаж сосредоточенным на единственно важном — грузе. Но все постепенно теряют рассудок, пока не погибают. Выживает только Морроу, который прячется в безопасной зоне под интерфейсной комнатой Матери.
Первый и самый простой трюк Хоули — сделать Морроу персонажем, с точки зрения которого мы смотрим эпизод. Хотя часть времени показана глазами Zaveri, она находится в таком психическом смятении (из-за романа с Бронски, еще одной жертвой лицехвата, и своих моральных принципов), что сложно поддержать ее бездействие. На совещании экипажа именно Морроу берет ситуацию под контроль — глубоким властным голосом Сизая немедленно успокаивая всех и объясняя серьезность положения.
Еще один прием — Хоули превращает сюжетную линию Морроу в детективную историю. Литература полна сложных, морально неоднозначных детективов, которые зашли слишком далеко. Они принимают тяжелые решения, мы не всегда с ними согласны, но все равно их любим. Именно в эту нишу идеально вписывается Морроу, расследующий диверсанта. Он допрашивает подозреваемых, просматривает записи, становится тематической «ракетой» внутри корабля, лазерно сосредоточенной на грузе для Weyland-Yutani.
«Ничто не важно», — объясняет Морроу. «Ни вы. Ни я. Ни проклятая кошка».
Морроу мрачен и сложен, с трагедией в прошлом, которая его мотивирует. Добавьте Zaveri как обреченную даму, вручающую ему загадку, Мать как начальника полиции, ставящего его на дело, и Петровича как корпоративную марионетку — и получится космический «Китайский квартал».
Под песню «We’ll Meet Again» Веры Линн мы узнаем душераздирающую предысторию Морроу. Он просматривает фотографии и документы с Земли и обнаруживает: он оставил 11-летнюю дочь Эстель. В прекрасной сцене на пляже Морроу показывает в небо и говорит ей: «Вот туда. Видишь? Я лечу туда. Когда будешь скучать или захочешь поговорить — посмотри прямо вверх. Я всегда буду там, глядя на тебя. Так что веди себя хорошо, потому что я буду наблюдать».
Затем следует абсолютный удар в сердце — документ из восьмого года 65-летней миссии «Маджино»: «Мистер Морроу, сообщаем вам, что ваша дочь Эстель, 19 лет, погибла в пожаре, уничтожившем ее дом 12 апреля. Ее вещи помещены на хранение до вашего возвращения через 53 года».
Мог ли Морроу спасти Эстель, если бы остался дома? Мы не знаем, и Морроу тоже. Есть четкая параллель между его неспособностью остановить случайный пожар и тем, как он намеренно использует паяльник, чтобы заблокировать Zaveri в интерфейсной комнате, символически запечатывая то, что человеческая часть его осталась на Земле, на пляже с дочерью.
Хоули добавляет Морроу элементы, связывающие его с Эллен Рипли, в эпизоде, который почти параллелен оригинальному «Чужому» 1979 года. В оригинале уоррант-офицер Рипли говорила экипажу «Ностромо» соблюдать карантинные протоколы — как делает Морроу в этом эпизоде. У Морроу также сложные отношения с антагонистическим (и возможно извращенным) Тенгом — отсылка к похожим сложным отношениям между Рипли и Эшем (Иэн Холм) в оригинальном фильме.
Есть два элемента эпизода, которые наиболее четко связывают Морроу с Рипли — один забавный, другой трагический. Довольно глупый момент: Морроу заметно в нижнем белье, когда его будят из криосна, на что обращает внимание Zaveri. Аналогично, есть несколько знаменитых сцен Рипли в нижнем белье в «Чужом». Второй параллель трагична: у Рипли тоже была дочь, которая умерла, пока она была в космосе. Аманда Рипли появляется только в «Чужих», но героиня знаменитой игры Alien: Isolation была 10 лет, когда Рипли покинула Землю на «Ностромо», и к возвращению матери в первом сиквеле Аманда умерла в 66 лет от неизвестных причин.
Но есть различие: узнав о смерти дочери, Рипли становится суррогатной матерью для Ньют (Кэрри Хенн), становясь более человечной из-за этого опыта. Морроу идет в противоположном направлении, отрезая свою человечность, чтобы не чувствовать невыносимую боль потери ребенка. И как мы видели, у него нет угрызений совести по поводу использования другого ребенка — в данном случае Слайтли (Адарш Гурав) — для достижения целей.
В середине эпизода Шмуэль жалуется своему помощнику на миссию: «Это 65 лет твоей жизни. Равно четверти доли. И потом ты говоришь: «О да, сэр, пошлите меня в еще одну миссию»». Для Морроу это именно то, что происходит — не потому, что он любит убивать или работать на Weyland-Yutani, а потому что это единственное, что у него осталось.
В финальной сцене эпизода мы узнаем, что Ютани (бабушка нынешней Ютани, которую играет Сандра И Сенсиндивер) по сути усыновила Морроу ребенком. «Я очень благодарен», — говорит он младшей Ютани. «У нее не было причин брать меня. Одичавший мальчик с парализованной рукой, просящий милостыню на улице».
Снова мы чувствуем сочувствие к нему из-за его состояния и всего вышеупомянутого: точки зрения, элементов детективной истории, сходства с Рипли. Но финальный кадр эпизода под «Cherub Rock» группы Smashing Pumpkins отвращает нас от любой мысли, что Морроу будет героем в дальнейшем. Весь город лежит перед ним, и он не остановится ни перед чем ради достижения цели получить для Ютани то, что она хочет.
Хотя мы потратили больше часа на понимание Морроу, в итоге он не Рипли — он ксеноморф.